Обзор гитарных усилителей класса Hi-End

 
На рынке музыкального оборудования представлен большой выбор ламповых хай-гейновых усилителей класса hi-end, на которых играют многие известные исполнители. Мы собрали вместе лучшие мировые бренды и составили настоящий обзор для истинных ценителей правильного гитарного звука. Но прежде чем перейти к описанию тестируемых моделей, рассмотрим основные характеристики лампового звукового тракта.
 
Первым серьёзным моментом является качество усилителя, поскольку большинство серийных аппаратов собирается на дешёвых компонентах и нуждается в модифицировании, которое включает в себя замену силовых и выходных трансформаторов, ламп предусилителя и оконечника, конденсаторов и резисторов на печатной плате и др. После моддинга звучание головы меняется в лучшую сторону – перегруз становится чище, атака быстрее, читаемость выше, частоты сбалансированнее, обертона богаче. При этом традиционные лампы EL34 дают подчёркнутую верхнюю середину, KT77 – центральную, а 6L6 (аналоги 5881, 6550, KT66, KT88) – нижнюю. Характер ламп также немного отличается в зависимости от производителя (Electro-Harmonix, Svetlana, JJ Electronic, Tung-Sol и др.).
 
Существует несколько всемирно известных контор, занимающихся модифицированием ламповой техники – Voodoo, Fortin, Friedman, FJA, а также российский Fortress. В настоящем обзоре принял участие один серьёзно доработанный усилитель, а именно Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod, звучание которого существенно изменилось благодаря моддингу. Остальные аппараты были представлены в стоковой комплектации, при этом усилители Diezel априори не нуждались в модифицировании.
 
Вторым важным фактором выступает конструкция кабинета, к которому подключается голова. В случае открытой задней стенки в звуке преобладают высокие частоты (большинство комбиков), тогда как в закрытом объёме доминируют плотность и низ. В свою очередь стенка может быть прикручена (задняя загрузка динамиков) либо вклеена (передняя загрузка динамиков) – последний вариант предпочтительнее благодаря повышенной герметичности стэка, которая способствует собранности и направленности звуковой волны, обеспечивая лучшую атаку и читаемость, а также немного большую громкость. При этом угловые кабинеты звучат несколько острее за счёт наклона верхних динамиков.
 
Помимо этого, на качество звучания оказывают влияние такие характеристики, как материал и толщина фанерных стенок, пространственная геометрия и жёсткость корпуса. Для компенсации недостатка внутреннего объёма, приводящего к чрезмерному давлению воздуха на диффузоры динамиков во время их колебаний, на передних стенках кабинетов иногда делают фазоинвертор, придающий звучанию большую открытость, но меньшую собранность. В противном случае необходимо увеличивать габариты конструкции, на что решаются далеко не все производители. По нашему мнению, лучшим вариантом является использование закрытых кабинетов из толстой сибирской берёзы с вклеенной задней стенкой и отсутствием фазоинвертора.
 
 
Третий основополагающий принцип заключается в модели динамиков, которые устанавливаются внутри кабинета. Разумеется, гитарные громкоговорители по своей частотной характеристике отличаются от используемых в музыкальных центрах. На рынке существует множество специализированных производителей, таких как Celestion, Eminence, Jensen, Fane, Tone Tubby и др. Аналогично звукоснимателям динамики различаются размером и типом магнита, толщиной и составом медной проволоки, количеством витков и схемой намотки, а также диаметром диффузора. На сегодняшний день самой популярной моделью в мире является Celestion Vintage 30, которая производится с 1986 года и устанавливается более чем в половину гитарных кабинетов.
 
Однако здесь крайне важно отметить, что начиная с 2000-х годов под одним и тем же названием выпускают английские и китайские V30, имеющие конструктивные различия и звучащие по-разному. На оригинальных английских динамиках используется чуть больший магнит, написан адрес фабрики Foxhall Rd., Ipswich, Suffolk, England и указано сопротивление обмотки 16 либо 8 Ohms, тогда как у китайцев на этикетке данная информация отсутствует. При игре на перегрузе родные громкоговорители выдают гораздо больше нижней середины, благодаря чему звучат жирнее и меньше режут слух. Азиаты напротив отличаются острым гейном с подчёркнутой верхней серединой без достаточной плотности риффов. В настоящее время среди производителей, продолжающих ставить в свои кабинеты английскую классику, непоколебимы остаются только Mesa. Динамики имеют боковую наклейку с индексом T4416 (16 Ом) и T4335 (8 Ом) и крайне редко встречаются в свободной продаже. В старых Orange и Engl также можно услышать аутентичные громкоговорители. Суммарная мощность стеков 4х12 V30 составляет 240 либо 280 Ватт.
 
Четвёртым фундаментальным параметром оказывается качество инструментального и спикерного кабелей + внутренней проводки самого кабинета и гитары. Подробно данный вопрос рассмотрен нами в статье Сравнительный тест гитарных кабелей класса hi-end. Напомним лишь, что при использовании одного кабеля как для чистого канала, так и для перегруза, оптимальным вариантом является шнур Lava Soar, имеющий наиболее сбалансированное звучание. В то же время, при наличии возможности приобретения двух кабелей мы рекомендуем применение шнуров Vovox Sonorus либо Van Den Hul Lava для чистого звука и Evidence Audio Lyrik / The Forte либо Analysis Plus Oval Pro Studio для гейна. В качестве спикерного кабеля мы используем Vovox Sonorus Drive и Evidence Audio The Siren, а для внутренней проводки моножилу Vovox Wiring.
 
Наконец, при наличии всех перечисленных выше факторов, а именно топовой головы, правильного кабинета, оригинальных динамиков, дорогих кабелей и внутренней проводки прослушивание аппарата необходимо производить на концертной громкости 120-130 дБ, при которой лампы усилителя мощности получают ток насыщения и выходят на рабочий режим перегруза сигнала. В противном случае игра на домашней громкости не позволит раскрыть потенциал используемого оборудования и получить звучание студийного качества.
 
 
Мы рекомендуем ставить стек с открученными ножками на вибропоглощающий лист неопрена CR/SBR размерами 4×40×80 см, представляющий собой упругий синтетический каучук. Благодаря демпфированию низкочастотных вибраций субъективно уменьшается громкость как непосредственно в помещении со звукоусилительным оборудованием, так и в соседних комнатах, что позволяет добиться раскачки головы при меньшем дискомфорте для окружающих. Кроме того, в процессе записи кабинета динамическим микрофоном на него не будут передаваться паразитные колебания.
 
Ещё одним важным нюансом, влияющим на качество прослушивания стека в помещении, является отсутствие отражения звуковых волн от твёрдых поверхностей, в частности, стен и мебели, для чего кабинет необходимо направлять на поглощающие покрытия, такие как ковры, диваны и пр. При этом правильное расположение музыканта в пространстве представляет собой посадку сбоку от динамиков на продольном расстоянии 2-3 метра параллельно направлению звуковой волны, что позволит уберечь слух от давления воздуха. В качестве примера можно привести пешехода, стоящего на тротуаре лицом к проезжей части и наблюдающего за движущимися перед ним машинами без риска попасть под колёса. Поскольку большинство исполнителей правши, кабинет нужно располагать слева ввиду поворота головы в сторону грифа. Таким образом, при игре на гитаре следует оценивать только прямой звук динамиков без отражения от предметов интерьера или частей собственного тела. 
 
 
В настоящем обзоре приняли участие флагманы Diezel VH4, Diezel Herbert, Diezel Hagen, Mesa Boogie Mark V, Mesa Boogie Dual Rectifier, Engl Special Edition, Engl Steve Morse, Marshall JVM410H, Marshall JCM 800, Orange Rockerverb, Orange Thunderverb, Hughes & Kettner TriAmp, Hughes & Kettner Coreblade, Custom Audio Amplifiers OD-100, Bogner Ecstasy, Peavey 5150, Krank Krankenstein и Fortress Odin.
 
Прослушивание 18 ламповых голов производилось вживую без снятия звука кабинета микрофоном, поскольку в противном случае частотная характеристика музыкальной дорожки на записи в той или иной степени искажается относительно реального восприятия аппарата вследствие внесения окраса самим микрофоном в зависимости от его типа (динамический, конденсаторный, ленточный), расположения в пространстве (расстояние от сетки кабинета, смещение относительно центра диффузора, направление капсюля), последующей эквализации сигнала и др.
 
 
Сравнение представленных усилителей проводилось на гитаре Gibson Les Paul Standard 1960 Reissue 50th Anniversary (масса 3,6 кг, датчики Seymour Duncan Custom и Lollar Imperial High Wind, струны Elixir Nanoweb 10-52, внутренняя распайка Vovox, бронзовые лады Jescar EVO Gold, костяной порог) через различные кабинеты Fortress 4x12 (динамики Celestion Vintage 30, передняя загрузка, отсутствие фазоинвертора, внутренняя распайка Vovox), Engl 4x12 (динамики Celestion Vintage 30, задняя загрузка, отсутствие фазоинвертора), Mesa 4x12 (динамики Celestion Vintage 30, задняя загрузка, отсутствие фазоинвертора), Orange 4x12 (динамики Celestion Vintage 30, задняя загрузка, отсутствие фазоинвертора) с использованием инструментального кабеля Evidence Audio Lyric (длина 3 метра) и спикерного кабеля Vovox Sonorus Drive на концертной громкости. Изначально все потенциометры устанавливались в центральное положение и затем регулировались при необходимости.
 
 
 
 
1. Diezel VH4 – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Эталон для сравнения всех усилителей. Прототип VH4 увидел свет в 1992 году, а серийный выпуск начался в 1994 году. Аппарат был разработан в немецкой Баварии инженером Питером Дизелем совместно с музыкантом Питером Штапфером. Универсальная голова для различных стилей музыки – от мягкого рока на чистом звуке и кранче до зубодробительного металла на хай-гейне. Имеет правильный сбалансированный по всем частотам собранный перегруз с плотной нижней серединой и очень сочными обертонами. По совокупности характеристик является бесспорным лидером в hi-end сегменте. Стоимость головы в Америке составляет 4400$. На данном усилителе играет James Hetfield.
 
Характер гейна сухой, чистый и читаемый, атака фантастически быстрая и резкая, уровень компрессии средний, количество шумов минимально. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 80 Гц до 4000 Гц. Предусмотрены индивидуальные последовательные петли эффектов на каждый канал, общие последовательная и параллельная петли, подключение ведомого усилителя через разъёмы Thru на передней и задней панелях, а также midi-управление без возможности использования классического footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77.
 
Итого: сбалансированный по всем частотам сухой перегруз
 
 
 
 
2. Diezel Herbert – 180 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель появился в 2002 году и был спроектирован в первую очередь для игры металла. Кранч как таковой отсутствует. При выключенном midcut похож по звучанию на модель VH4, но тембр перегруза более острый и рваный, в то время как у предшественника он плотный и собранный, а компрессия сигнала чуть выше. Картина меняется при активации регулятора midcut - главной особенности нового аппарата – из звука постепенно вырезается нижняя середина на частоте 400 Гц с одновременной компенсацией потери громкости, ввиду чего усилитель всё дальше отдаляется от модели VH4 в сторону хэви-металла, начиная звучать менее жирно и более остро, обретая при этом мелкозернистый характер гейна с подчёркнутой центральной серединой и собранным стенобитным низом. Оптимальной является установка потенциометра midcut в положении 1/3.
 
Аппарат идеально подходит для баритонов и многострунных гитар, играющих в пониженных строях. В целом звучание усилителя является наиболее модерновым во всём модельном ряду Diezel. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 6×KT77. Самая тяжёлая голова массой 30 кг.
 
Итого: сбалансированный по всем частотам острый перегруз
 
 
 
 
3. Diezel Hagen – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель был выпущен в 2010 году с прицелом на исполнение современного хард-рока. В отличие от VH4 имеет бустированную нижнюю середину без возможности регулировки, что придаёт звуку излишнюю плотность и характерный окрас. Является противоположностью модели Herbert при условии использования в последней регулятора midcut. На гитарах из красного дерева аппарат заметно перегружает сигнал.
 
В целом звучание усилителя можно охарактеризовать как наиболее жирное среди всех рассмотренных моделей Diezel. Чистый и читаемый перегруз вкупе с быстрой и резкой атакой являются непременными атрибутами. Огромный диапазон регулировок эквалайзера с граничными частотами от 120 Гц до 3000 Гц. Предусмотрены общие последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×KT77.
 
Итого: бустированный в области нижней середины жирный перегруз
 
 
 
 
4. Mesa Boogie Mark V - 90 Ватт, 3 канала, 4/5-полосный эквалайзер
 
 
Пятое переиздание флагманской модели Mesa Mark было представлено в 2009 году. Благодаря наличию множества звуковых настроек усилитель имеет достаточно сложное управление, напоминая в этом плане Bogner Ecstasy. Каждый из трёх каналов содержит собственный 4-полосный эквалайзер, потенциометры Gain и Master, а также переключатель мощности 10/45/90 Ватт. На первом канале предусмотрены режимы Clean / Fat / Tweed с тумблером Normal / Bold, на втором - Edge / Crunch / Mark I вкупе с Mark I Normal / Thick, на третьем - Mk II C+ / Mk IV / Extreme вместе с Normal / Bright. Общий потенциометр Solo активируется с футсвитча для добавления громкости.
 
В то же время любой канал можно перевести на 5-полосный мастер-эквалайзер с граничными частотами от 80 Гц до 6600 Гц, у которого затем посредством отсечек Sliders / Preset забрать регулятор Depth на три отдельные ручки. На задней панели расположены поканальные тумблеры Tube / Diode для Ch1-Ch2 и Triode / Pentode для Ch3, усиливающие резкость атаки. Там же находится переключатель каналов, регулятор пружинной реверберации на каждом из них и выход из предусилителя для подключения головы к другому оконечнику.
 
Звучание аппарата на перегрузе при игре на втором канале можно обозначить как острое метальное, а на третьем - сухое роковое. Характерной особенностью усилителя является слегка подрезанная середина. В сравнении с Diezel VH4 голова обладает более грязным и компрессированным гейном с несколько худшими атакой, читаемостью и балансом частот. Предусмотрена последовательная петля эффектов, возможность подключения кабинета с сопротивлением 16 Ом и midi-управление отсутствуют. Вследствие расположения гнезда питания в нестандартном месте использование силового кабеля с увеличенной вилкой не допустимо. По умолчанию комплектуется лампами 7×12AX7 и 4×EL34 (либо 6L6).
 
Итого: острый либо сухой перегруз с подрезанной серединой
 
 
 
 
5. Mesa Boogie Dual Rectifier - 100 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер
 
 
Серия Rectifier увидела свет в 1992 году и в настоящее время представлена двумя трёхканальными модификациями Dual (100 Ватт) и Triple (150 Ватт). Ранее выпускалась двухканальная версия Single (50 Ватт). Каждый из каналов имеет собственный 4-полосный эквалайзер, потенциометры Gain и Master, а также переключатель мощности 50/100-150 Ватт. На чистом канале предусмотрен бустер Clean / Pushed, на двух остальных вырезающие средние частоты тон-шейперы Raw / Vintage / Modern. Общий потенциометр Solo активируется с футсвитча для добавления громкости.
 
На задней панели расположены поканальные тумблеры Tube Tracking, усиливающие резкость атаки в положении Diode, и регулятор амплитуды колебаний динамиков Spongy / Bold, добавляющий ультранизких частот. Там же находится переключатель каналов и выход из предусилителя для подключения головы к другому оконечнику.
 
Звучание аппарата на перегрузе характеризуется собранным гейном с подрезанной серединой. В сравнении с Diezel VH4 усилитель обладает не таким стенобитным низом, чуть менее резкой атакой, немного худшей читаемостью и не столь сочными обертонами на соло, хотя в целом звучит достойно при условии грамотных настроек эквалайзера и положений тумблеров. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 5×12AX7 и 4×EL34 (либо 6L6).
 
Итого: собранный перегруз с подрезанной серединой
 
 
 
 
6. Engl Savage Special Edition E660 - 120 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер
 
 
В 2000-е годы голова Savage Special Edition представляла собой флагманскую модель Engl и включала такие инновации, как два режима перегруза сигнала на каждом из каналов с индивидуальными регулировками громкости и гейна для всех четырёх вариантов, две независимые параллельные петли эффектов, возможность переключения между двумя различными кабинетами с раздельными настройками Master Volume и Presence, понижение мощности усилителя с помощью пентодно-триодного переключателя, встроенный двухканальный ревербератор, а также дополнительные кнопки эквализации Bright, Depth, Rough/Smooth.
 
Несмотря на обилие сложных технических решений звучание аппарата не отличается от младших собратьев и характеризуется очень узким и зажатым перегрузом с отсутствием жирной середины и стенобитного низа. Во время сравнения с Diezel VH4 создаётся впечатление, что к кабинету подключили цифровой процессор. При этом диапазоны регулировок эквалайзера и тон-шейперов минимальны и не позволяют исправить картину. Пожалуй, звучание Engl придётся по вкусу лишь тем, кто раньше играл через транзисторные усилители с привычным для них собранным перегрузом и отсутствием динамики. Предусмотрены параллельные петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6L6.
 
Итого: зажатый процессорный перегруз, не похожий на ламповый звук
 
 
 
 
7. Engl Steve Morse E656 - 100 Ватт, 3 канала, 6-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель представляет собой именную модель гитариста Steve Morse и функционально отличается от других аппаратов компании расширенным эквалайзером на третьем канале, включающим по два потенциомерта корректировки нижней и верхней середины Lo Mid 1/2 и Hi Mid 1/2, встроенным шумоподавителем Noise Gate с настраиваемым порогом срабатывания Threshold Level, переключателем заземления на задней панели Ground Lift Switch, автоматическим глушением Amp Mute при отстутствии подключения джека, а также кнопками увеличения яркости Tone и усиления перегруза Hi Gain. Диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий.
 
По звучания голова Steve Morse является наиболее сбалансированной в модельном ряду Engl благодаря меньшей компрессии сигнала и наличию плотного низа. В отличие от побывавших у нас собратьев Special Edition, Ritchie Blackmoore и Screamer с характерным для них зажатым перегрузом данный усилитель не похож на цифровой процессор, имея достаточно жирный ламповый звук. Однако в сравнении с Diezel VH4 он обладает не столь резкой атакой, худшей проработкой частот и большей компрессией. Предусмотрены две параллельные петли эффектов, а также midi-управление с возможностью подключения footswitch. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 и 4×EL34.
 
Итого: плотный компрессированный перегруз
 
 
 
 
8. Marshall JVM410H TubeTone Platinum+ Mod – 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель был анонсирован в 2007 году как флагманская модель легендарного производителя. Каждый из четырёх каналов включает три режима перегруза сигнала (зелёный, оранжевый, красный), давая в общей сложности 12 вариантов звучания, и содержит независимые эквалайзеры, регуляторы громкости и гейна, а также цифровой реверберации, что является большой редкостью в ламповых головах. На задней панели находится дополнительный переключатель damping для изменения амплитуды колебаний динамиков в кабинете, который регулирует ультранизкие частоты. В стоковом варианте голова имеет все характерные недостатки, присущие усилителям Marshall – грязный перегруз, отсутствие глубокого низа, смазанная атака, бедный чистый канал, острое несбалансированное звучание, узкий диапазон регулировок эквалайзера.
 
В процессе моддинга для устранения перечисленных артефактов в аппарате был установлен дроссель на силовой трансформатор, заменён выходной трансформатор, подобраны лампы усилителя мощности 6L6 и предусилителя 6Н2П, перепаяны часть конденсаторов и резисторов на печатной плате, что в конечном итоге существенно сказалось на звучании в лучшую сторону при сохранении заданного производителем характера. В сравнении с линейкой Diezel усилитель обладает более грязным перегрузом на риффах, но отличается чуть меньшей компрессией сигнала и самыми сочными обертонами при игре соло, оставляя позади все другие бренды и заставляя гитару по-настоящему петь. Недаром связка Marshall и Gibson считается классической на протяжении многих десятилетий. Предусмотрены последовательная и параллельная петли эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 5×12AX7 и 4×EL34.
 
Итого: грязный перегруз с подрезанной серединой, самые сочные обертона
 
 
 
 
9. Marshall JCM 800 Lead 2204 - 50 Ватт, 1 канал, 4-полосный эквалайзер
 
 
История легендарной серии Marshall JCM 800 началась в 1981 году и сыграла значительную роль в становлении эры тяжёлого рока и металла 80-х. Целое поколение всемирно известных гитаристов, таких как Zakk Wylde, Slash и Kerry King, записали свои бессмертные шедевры на усилителях JCM 800, которые по сути являются продолжением выпускавшейся в 1970-х линейки JMP с новым дизайном. Первоначально в модельном ряду были представлены одноканальные головы с двумя входами различной чувствительности мощностью 50 Ватт (2204) и 100 Ватт (2203). Позднее появились двухканальные версии с разрывом петли эффектов и встроенным пружинным ревербератором мощностью 50 Ватт (2205) и 100 Ватт (2210). Серия JCM 800 продержалась на конвейере до 1990 года.
 
Безусловно, данный усилитель не относится к категории hi-end, однако ввиду его беспрецедентной популярности мы не смогли пройти мимо и включили раритетную голову в настоящий обзор. Представленный экземпляр был выпущен на закате карьеры в 1990 году. Важно отметить, что звучание винтажного JCM 800 отличается от современных серий JCM 2000 и JVM в лучшую сторону, что говорит о снижении качества выпускаемой продукции ввиду сборки новых аппаратов на дешёвых компонентах, требующих модификации.
 
Характер перегруза традиционно острый с кусающейся верхней серединой, что является фирменной чертой Marshall, однако при этом довольно чистый и читаемый с достаточным количеством низких частот, а также быстрой и резкой атакой. Запас гейна минимальный, а диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий. В целом, по уровню звучания JCM 800 находится между стоковыми и модифицированными современниками, заметно уступая им лишь в плане функционала. Петля эффектов и midi-управление отсутствуют. По умолчанию комплектовался лампами 3×12AX7 и 2×EL34.
 
Итого: острый перегруз с приемлемыми низом и читаемостью
 
 
 
 
10. Orange Rockerverb 100 - 100 Ватт, 2 канала, 3-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель впервые увидел свет в 2003 году и с тех пор пережил три переиздания. На сегодняшний Rockerverb представляет собой самую популярную модель Orange, предлагая музыкантам классическую схему из двух каналов с трёхполосными эквалайзерами и пружинным ревербератором. Звучание головы на перегрузе является образцовым и идеально подходит для исполнения тяжёлого рока и металла.
 
Характер гейна чистый, собранный и сбалансированный по частотам с жирной серединой, плотным низом, яркими верхами, а также великолепными атакой и читаемостью. При игре соло аппарат обладает невысоким уровнем компрессии. В сравнении с Diezel VH4 главным отличием является отсутствие плотной нижней середины. Предусмотрена последовательная петля эффектов, подключение кабинета с сопротивлением 4 Ом и midi-управление недоступны. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 & 2×12AT7 и 4×EL34.
 
Итого: жирный сбалансированный перегруз с небольшой компрессией
 
 
 
 
11. Orange Thunderverb TV200H - 200 Ватт, 2 канала, 4-полосный эквалайзер
 
 
В 2006 году Orange Thunderverb был представлен в качестве флагмана компании и предлагал музыкантам два различных варианта перегруза в одном флаконе: классический для игры хард-рока и модерновый для любителей металла. Фактически, голова представляет собой симбиоз моделей Rockerverb и выпущенной позднее Dual Dark. Несмотря на общий трёхполосный эквалайзер обоих каналов каждый из них имеет собственные регуляторы Volume и Gain, а также дополнительный потенциометр Shape на канале B, вырезающий нижнюю середину. Кроме того, усилитель обладает встроенным аттенюатором, пружинной реверберацией и возможностью переключения выходной мощности 100/200 Ватт с выбором отсекаемых ламп 1+3 либо 2+4.
 
По звучанию на перегрузе каналы A и B отличаются друг от друга даже при отключённом контуре Shape, последний звучит несколько острее и напоминает в этом плане Diezel Herbert. Характер гейна достаточно собранный и сбалансированный по частотам с жирной серединой, плотным низом и яркими верхами. В сравнении с Diezel VH4 усилитель имеет менее резкую атаку, немного худшую читаемость и не такой чёткий низ. В то же время при игре соло голова отличается от большинства других аппаратов минимальным уровнем компрессии, по динамике и прозрачности напоминая Fortress Odin, благодаря чему передаёт натуральное звучание инструмента. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 6×12AX7 и 4×6550.
 
Итого: жирный сбалансированный перегруз с небольшой компрессией
 
 
 
 
12. Hughes & Kettner TriAmp MK II - 100 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер
 
 
Первая версия немецкого усилителя TriAmp увидела свет в 1995 году и предлагала музыкантам 3 независимых канала с двумя уровнями гейна на каждом, имея в своём арсенале 7 ламп в предусилителе и 6 ламп в оконечнике. В 2002 году было выпущено обновление MK II с легендарной светящейся панелью, базирующееся на 9-ти и 4-х лампах соответственно. Наконец, в 2015 году миру представили третью ревизию MK III, имеющую 6 независимых каналов с midi-управлением, потенциометры регулировки ультранизких частот Resonance и шумоподавления Noise Gate, построенную на 9-ти и 6-ти лампах мощностью 145 Ватт. Таким образом, одна голова охватила звуковую палитру всех выпускавшихся усилителей начиная с 1950-х и заканчивая 2000-ми годами по декаде на каждый канал с широчайшим функционалом индивидуальных настроек.
 
На перегрузе TriAmp обладает исключительно чистым и читаемым гейном, сбалансированным по всем частотам, быстрой и резкой атакой, очень сочными обертонами и минимальной компрессией на соло. При сравнении с Diezel VH4 можно практически забыть, на каком из двух усилителей вы играете, ну разве что Diezel звучит чуточку богаче. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная / параллельная петля эффектов плюс отдельные вход и выход для использования головы в качестве предусилителя и оконечника, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 9×12AX7 и 4×EL34.
 
Итого: сбалансированный по всем частотам некомпрессированный перегруз
 
 
 
 
13. Hughes & Kettner Coreblade - 100 Ватт, 4 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель был представлен в 2009 году как инновационная модель c полностью программируемым управлением. Аппарат имеет 4 канала и 5-полосный эквалайзер  с запоминанием настроек для каждого из них, встроенный шумоподавитель с настраиваемым порогом срабатывания, набор цифровых эффектов Reverb, Delay, Chorus, Flanger, Phaser и Tremolo, а также возможность загрузки и выгрузки пресетов через флешку. Уровень дисторшн изначально задан на каждом канале, вследствие чего использовать потенциометр Gain или кнопку Boost не имеет смысла. При вращении ручек из динамиков издаются бутафорские щелчки.
 
На перегрузе Coreblade имеет зажатое компрессированное звучание, аналогичное усилителям Engl. Если на первых двух каналах голова ещё выдаёт приемлемый ламповый звук, то при переходе в режимы Ultra I и II характер аппарата меняется кардинально и становится похож на цифровой процессор. Диапазон регулировок эквалайзера ожидаемо узкий, а гейн достаточно грязный. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная / параллельная петля эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектовался лампами 3×12AX7 и 4×EL34.
 
Итого: зажатый процессорный перегруз, не похожий на ламповый звук
 
 
 
 
14. Custom Audio Amplifiers OD-100 SE+ – 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Бутиковый американский усилитель предназначен для исполнения хард-рока и отличается характерным окрасом звука в виде бустированной центральной середины без возможности регулировки. Каждый из каналов имеет два режима звучания, причём кнопка boost на первом канале увеличивает громкость, а на втором – гейн. Перегруз чуть более грязный, чем у аппаратов Diezel. Ручки Power и Standby, а также регулятор нижней середины Whomp и потенциометр ультравысоких частот Feedback находятся на задней панели. В результате расположения обоих трансформаторов с одной стороны усилитель перевешивает на бок.
 
Звучание аппарата можно охарактеризовать как роковое с приставкой «на любителя» ввиду искусственно «выпрыгивающей» середины (причём наиболее точным термином будет именно упругая, а не жирная), которая добавляет плотность и драйв при исполнении риффов, но искажает реальное восприятие гитары и субъективно делает низ более размазанным. Ещё одной типичной ошибкой является расхожее мнение о том, что Custom Audio представляет собой улучшенный Marshall, тогда как в действительности характер перегруза и окрас звучания у них разный (первый – чистый и упругий, второй – грязный и острый). Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 6×12AX7 и 4×EL34 (либо 5881).
 
Итого: бустированный в области центральной середины упругий перегруз
 
 
 
 
15. Bogner Ecstasy 101 B – 120 Ватт, 3 канала, 4-полосный эквалайзер
 
 
Бутиковый американский усилитель от немецкого радиоинженера Реинхольда Богнера увидел свет в 1992 году и произвёл настоящий фурор на рок-сцене Лос Анджелеса. Довольно быстро на данную модель обратили внимание такие гитаристы, как Eric Johnson, Steve Vai, George Lynch, Brad Whitford и др. В 1995 году голова была дополнена встроенным аттенюатором, потенциометрами Presence и привязанным к различным каналам внутренним переключателем между кабинетами. Помимо этого аппарат имеет множество тумблеров, изменяющих степень усиления, яркость и мощность сигнала, которые позволяют получать очень широкую звуковую палитру от винтажного тембра британских моделей 60-х годов до современных хай-гейновых монстров 2000-х.
 
В частности, на передней и задней панелях присутствуют переключатели пентодно-триодного режима работы ламп Sound Style (Old-New), уровня гейна Plexi Mode (0-Ch2-Ch3), Structure (Low-High) и Gain Boost Ch1, Ch2/Ch3 (Low-High), количества высоких частот Pre.EQ Ch.1, Ch. 2, Ch.3 (Normal-Bright1-Bright2), выходной мощности Output Power (1/2-Full) и Power Amp Class (A-A/B), а также амплитуды колебаний динамиков в кабинете Excursion (Medium-Loose-Tight), что позволяет варьировать итоговую мощность от 7 до 120 Ватт. Кроме того, голова имеет два входа Low и High Input. В общем, любая прихоть за ваши деньги!
 
Звучание усилителя на перегрузе можно охарактеризовать как роковое с жирной серединой, быстрой атакой, хорошей читаемостью и уравновешенным балансом частот. Данная модель прекрасно подойдёт для исполнения такой музыки, как AC/DC, ZZ Top, Whitesnake, Alice Cooper, Aerosmith, Kiss, Guns n' Roses и др. В свою очередь для любителей рубить металл Bogner выпустил голову Uberschall. Однако при сравнении Diezel VH4 звучит собраннее, быстрее по атаке и проработаннее по частотам. Предусмотрена переключаемая кнопкой последовательная/параллельная петля эффектов, а также midi-управление. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 и 4×EL34.
 
Итого: жирный сбалансированный перегруз
 
 
 
 
16. Peavey 5150 - 120 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель Peavey 5150 был выпущен в 1992 году в качестве именной модели гитариста Eddie Van Halen. Голова имеет два канала Rhythm и Lead, ориентированных на игру рока и металла, общий эквалайзер с дополнительными кнопками Bright и Crunch на первом канале, два входа различной чувствительности Normal gain и High gain, а также переключатель заземления на задней панели. Позднее появилась вторая версия 5150 II, отличающаяся одним входом и независимыми эквалайзерами для каждого из каналов. После прекращения сотрудничества с музыкантом в 2004 году модель получила новое название 6505 в честь 40-летнего юбилея производителя Peavey (1965-2005). 
 
По звучанию на перегрузе каналы Rhythm и Lead различаются степенью усиления и компрессии, а также тембральным окрасом. В обоих случаях характер гейна собранный, однако на втором канале дополнительно подрезана нижняя середина и запредельно искажён входной сигнал, ввиду чего выкручивать ручку pre gain выше положения 2 из 10 не имеет смысла. При этом перегруз становится крайне зажатым и напоминает усилители Engl с их процессорным звучанием. В сравнении с Diezel VH4 голова обладает менее резкой атакой и несколько худшей читаемостью. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектовался лампами 5×12AX7 и 4×6L6.
 
Итого: собранный компрессированный перегруз
 
 
 
 
17. Krank Krankenstein - 100 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Усилитель представляет собой именную модель гитариста Dimebag Darrell и позиционируется как хай-гейнер для игры тяжёлого металла. Помимо стандартного набора регулировок эквалайзер имеет потенциометр Sweep, корректирующий присутствие в звуке верхней середины. Вторая версия Krankenstein+ отличается от оригинала увеличенной мощностью 120 Ватт.
 
На перегрузе Krank характеризуется чрезмерным уровнем искажения сигнала и компрессии, напоминая канал Lead на усилителе Peavey 5150, ввиду чего потенциометр Gain не имеет смысла выкручивать выше положения 2/10. Голова обладает посредственной читаемостью, не лучшим образом сбалансированной частотной характеристикой и отсутствием динамики. Предусмотрена параллельная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 4×12AX7 и 4×6550.
 
Итого: транзисторный компрессированный перегруз
 
 
 
 
18. Fortress Odin – 50 Ватт, 2 канала, 5-полосный эквалайзер
 
 
Один из немногих усилителей, способный по качеству перегруза конкурировать на равных с линейкой Diezel. Аппарат увидел свет в 2016 году как результат многолетней работы отечественного инженера Валерия Рязанцева в тандеме с Вадимом Новиковым по модификации ламповых голов ведущих мировых брендов, что в конечном итоге привело к созданию собственной модели Odin, успевшей занять своё место на многих российских студиях звукозаписи.
 
В сравнении с Diezel усилитель обладает значительно меньшей компрессией сигнала, благодаря чему звучит максимально прозрачно при исполнении соло, сохраняя динамику звукоизвлечения и при этом не теряя сустейн. На риффах перегруз чистый и читаемый, с быстрой и резкой атакой, великолепным балансом всех частот и насыщенной серединой. При увеличении количества гейна звук становится жирнее и одновременно острее, но прозрачность и динамика сохраняются. Передаёт правильное неискажённое звучание гитары со всеми нюансами тембра древесины и звукоснимателей без какого-либо окраса. Предусмотрена последовательная петля эффектов, midi-управление отсутствует. По умолчанию комплектуется лампами 3×12AX7 и 2×EL34.
 
Итого: сбалансированный по всем частотам некомпрессированный перегруз
 
 
Над данной статьей с 2018 по 2020 годы трудился Vlad X